Виртуальная учительская
Рекомендации учителю.
Повышение мотивации на уроках.
С детьми, имеющими слабую учебную мотивацию необходимо проводить работу по формированию:
1. Активной позиции школьника.
2. Положительного отношения к обучению в школе.
3. Познавательного интереса.
Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать словесное внушение, в частности чувство должного отношения к школе, к учению. Кроме того, необходимо обеспечить ситуацию личного выбора задачи, упражнения, степени сложности задачи, а также создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).
Для формирования положительного отношения к учению можно выделит следующие направления в работе учителя. Прежде всего, учитель должен:
заботится о создании общей положительной атмосферы на уроке;
создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворённости, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая ощущение скуки, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности, возбуждать интеллектуальные эмоции- удивления, новизны, достижения;
формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
Развивать познавательный интерес, для чего необходимо:
избегать отрыва содержания обучения от личного опыта ребёнка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы;
использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательный интерес многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями и т.д.);
специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы;
использовать проблемно- поисковые методы обучения.
Рекомендации педагогам по эффективному взаимодействию с учащимися.
Позиция педагога в коллективе:
- принимать ребенка таким, какой он есть
- понимать такого, какой он есть
-помогать такому, какой он есть
- если ребенка поддерживают, он учится верить в себя
- если ребенка хвалят, он учится быть справедливым
- если ребенок растет в честности, он учится быть благодарным
- если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей
- если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других
- если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности
- если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины
- если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
Советы педагогического общения с подростками
1.Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько вы умеете смотреть глазами своих учеников.
2. Если вы хотите, чтобы ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона.
3. Чтобы ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
4. Если вы хотите завоевать авторитет у ученика, проявляйте к нему в процессе общения искренний интерес.
5. Если вы убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
6. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, стремитесь развивать в себе способность к педагогической импровизации.
7. Лучшим словом, располагающим ученика к общению, является его собственное имя. Обращайтесь к ребенку по имени.
Пути урегулирования конфликтов
- воспринимать ситуацию такой, какая она есть на самом деле
- не делать поспешных выводов
- научиться ставить себя на место другой стороны
- не давать конфликту разрастись
- проблемы должны решаться теми, кто их создал
- уважительно относится к людям, с которыми общаешься
- всегда искать компромисс
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между обучающими
- провести критический анализ собственной позиции и действий
Рекомендации педагогам способствующие успешной адаптации к школе:
- Способствовать адаптации детей к новым условиям, используя результаты психологической диагностики;
- На основе представлений об уровне готовности каждого ребенка к школе осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в педагогическом процессе;
- Оценивая способности детей в течении первого года обучения, разрабатывать основные стратегии развития каждого ребенка, что позволит осуществлять его дальнейшее обучение и воспитание;
- Моделировать ситуации межличностных отношений, способствующих созданию эмоционального комфорта для каждого ребенка (создание ситуации успеха, одобрения);
- Анализировать трудности адаптации детей к школе, уровень их готовности, информировать воспитателей, помогать им вносить коррективы в свою деятельность,
- Детям необходимо оказывать поддержку, на определенное время следует создавать особые условия обучения (дозирование познавательной информации; использование развивающих упражнений и игр)
- Максимально обеспечение двигательной активности детей в школе, на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внешкольной работы;
- Способствовать установлению в классе доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи, использование моральных стимулов (одобрение, похвалу).
Рекомендации по работе с учащимися с соматическими проблемами
Часто болеющие, ослабленные дети, как правило, эмоциональны, впечатлительны, возбудимы, капризны. Отличаются быстрой утомляемостью, плаксивостью, низкой работоспособностью.
Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящем на 6-7 году жизни, так как период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма. Устойчивость ребенка в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может оказаться избыточной и неблагоприятно воздействовать на здоровье. Тем более утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, еще сильнее снижая его устойчивость к учебной нагрузке и к различным заболеваниям.
Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослабленных детей из-за их болезненности и подверженности инфекциям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результате ребенок приходит в школьный коллектив, не умея общаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление.
- С такими детьми необходимо быть максимально доброжелательными;
- Не позволять себе резких высказываний в их адрес;
- Создавать этим детям ситуации успеха в учебной и во вне учебной деятельности;
- Поддерживать постоянный контакт с родителями;
- Давать дополнительное время на выполнение заданий (забирать тетрадь в последнюю очередь);
- Не создавать ситуацию напряженного ожидания, заранее предупреждать о том, что его спросят;
- По возможности давать письменные задания (индивидуально).